Смотреть Обобщение опыта работы в pdf формате 

 

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение  «Детский сад № 54  «Семицветик»

«Оптимизация партнёрского взаимодействия в системе «педагог – ребёнок – родитель» через активные формы сотрудничества»

 

Ермилова Елена Александровна,

воспитатель МДОУ «Детский сад № 54 Семицветик»

 

г. Котлас 2014 год

Список ИПМ

 

ИПМ 1. Актуальность проблемы.

ИПМ 2. Цель и задачи  взаимодействия и сотрудничества в системе «педагог – ребенок – родитель».

ИПМ 3. Модель взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель».

ИПМ 4. Направления взаимодействия.

ИПМ 5. Итоги и перспективы работы.

Библиография

Приложение 1. Основные позиции сотрудничества авторитарного и партнерского стиля взаимодействия в системе «педагог - родитель».

Приложение 2. Анкета для родителей «Степень выраженности личностных качеств педагога, характеризующих партнерский стиль взаимодействия с родителями».

Приложение 3. Сравнительные результаты  оценки  родителями степени выраженности личностных качеств педагога, характеризующих партнерский стиль взаимодействия с родителями.

Приложение 4. Направления  и  формы  реализации педагогической деятельности.

Приложение 5. Результаты анализа уровня инициативности родителей.

Приложение 6. Результаты анкетирования «Педагогическая компетентность родителей».

Приложение 7. Результаты анкетирования «Удовлетворённость родителей работой  детского дошкольного учреждения».

Приложение 8. Планы взаимодействия с родителями.

Приложение 9. План-конспект мастер-класса «Новогодняя игрушка».

Приложение 10. Наглядно – информационное направление. Фотоматериалы родительского уголка.

Приложение 11. Детско-родительский проект «Украсим землю цветами».

Приложение 12. Совместно-практическая деятельность в системе «Педагог-ребёнок-родитель» через творческие группы – «Родительские экипажи».

Приложение 13. Портфолио группы.

Приложение 14. Фотоматериалы конкурса «Мисс – клумба».

Приложение 15. Фотоматериалы по итогам реализации проекта «Огород на окне».

Приложение 15. Фотоматериалы «Наши коллекции».

 

ИПМ 1. Актуальность проблемы

 

Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка  отчетливо обозначена в законодательных актах: Конституции Российской Федерации, в  Законе «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, в

Семейном кодексе, равно как и в трудах психологов, педагогов прошлого и настоящего.         Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Великий педагог В. А. Сухомлинский справедливо отмечал: «Семья – та первичная среда, где человек учится творить добро».

 С введением в действие  Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители  становятся активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Таким образом, современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи воспитателей.  Для налаживания сотрудничества с семьей следует пересмотреть свои позиции, отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнерской. Новизна этой модели определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Мы ориентируемся в своей педагогической деятельности на показатели эффективного сотрудничества по Л.Свирской (приложение 1), которые определяют позицию педагогов и родителей как равноправных партнеров, совместная деятельность которых подчинена созданию условий для эмоционального комфорта и личностного развития главной фигуры педагогического процесса – Ребенка. Причем при использовании активных форм вовлечения родителей в процесс воспитания стиль взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель» все больше склоняется от авторитарной модели сотрудничества к личностной с ориентацией на запросы родителя и личностное развитие ребенка (приложение 2,3).

 

ИПМ 2. Цель и задачи  взаимодействия и сотрудничества в системе «педагог – ребенок – родитель»

 

Основная цель -  внедрение в работу с родителями активных форм -сотрудничества как средства активизации партнерского взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель».

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  • создать условия для повышения педагогической компетентности родителей и обеспечить  их активное участие  в развитии и воспитании ребенка;
  • способствовать поддержанию атмосферы эмоционального комфорта, принятия и поддержки участников образовательного процесса;
  • обеспечить благоприятные условия для формирования нравственности и культурного поведения дошкольников через совместно организованную деятельность;
  • развивать креативные  способности  детей, активизировать творческий потенциал семьи;
  • способствовать распространению лучшего опыта семейного воспитания.

Ожидаемый результат: в результате партнерского взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель» выигрывают все участники образовательного процесса:

 Педагоги – рост профессионального мастерства и личностной культуры, достижение качественных показателей в работе с детьми, реализация своего творческого потенциала в профессиональной деятельности.

  Дети – личностное развитие в атмосфере любви и творческого взаимодействия воспитывающих взрослых.

 Родители – обогащение и осознание собственного воспитательного опыта и формирование позитивных установок к педагогическому самосовершенствованию и творческому решению задач воспитания.

     

  ИПМ 3. Модель взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель»

  Решение поставленных  задач  в системе «педагог-ребёнок-родитель» осуществляется  по четырём направлениям межличностного взаимодействия (приложение 4).

 

 ИПМ 4. Направления взаимодействия

 

  1. Диагностическое исследование.

Для установления эффективного взаимодействия в  системе «педагог-ребёнок-родитель» важно проведение систематического мониторинга:

- изучения семей (социальный паспорт семьи);

- потребностей, интересов и проблем семьи (приложение 5);

- уровня педагогической компетентности (приложение 6);

- уровня удовлетворенности родителей работой ДОУ (приложение 7).

Результаты мониторинга определяют  направления деятельности, формы и методы дальнейшего сотрудничества.

  1. Психолого-педагогическое просвещение.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи, основанном на принятии единых подходов и требований к воспитанию ребенка,  можно создать условия для его полноценного развития. Однако, в практике работы педагоги часто сталкиваются с проблемой отсутствия таких единых подходов к ребенку в ДОУ и семье:

  • в детском саду ребенок – равноправный член социальной группы, в семье – объект обожания;
  • в детском саду – характер воспитания – целенаправленный, в семье – стихийный, с использованием отдельных семейных традиций.

Обусловлено это рядом факторов, одним из которых можно выделить низкий уровень психолого-педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания детей.   

Содержание работы по психолого–педагогическому просвещению родителей строится с учетом их потребностей по основным направлениям развития ребенка: социально – личностному, познавательно – речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию и включает такие формы взаимодействия как (приложение 8):

  • лекции «Охрана детской системы»;
  • мастер–класс «Новогодняя игрушка своими руками» (приложение 9);
  • презентация «Безопасность на дорогах»;
  • практические консультации «Развитие артикуляции через игру»;
  • «День открытых дверей», «Неделя игры и игрушки»;
  • родительские собрания: «Роль отца в жизни малыша», «Сказка в жизни малыша», «Что наша жизнь?...Игра!», «Родитель – это звучит гордо» и др.

Включение приемов активизации (задание для разминки, видеосюжеты из жизни группы и видеорепортаж, «открытый» микрофон, «фокус группы» - обсуждение  тем в микрогруппах  по общей проблеме,  «шпаргалки» для родителей и др.) способствует  поддержанию интереса слушателей к обсуждаемой проблеме, установлению атмосферы открытости, доверия и комфорта.

Эффективность взаимодействия с родителями по данному направлению подтверждается данными анкетирования родителей и наблюдений педагогов:

- повысилась педагогическая компетентность педагогов и родителей (приложение 6);

- выросли не только количественные показатели  посещаемости родителями  групповых и общих мероприятий ДОУ, но и качество  включения их в жизнь группы в роли организаторов, творческих исполнителей, инициаторов инновационных идей, ориентирующихся на результаты развития детей и эмоциональный фон детско-родительского коллектива. 

  1. 3. Наглядно – информационное направление.

 На наш взгляд, в  данном направлении поиск оптимальной формы взаимодействия, в которой смогли бы сформироваться доверительные отношения и окрепло взаимное стремление к  сотрудничеству родителей и педагогов, происходит через просветительскую и наглядно-информационную сферы совместной деятельности. Используемые формы их реализации традиционны, но остаются достаточно эффективными и значимыми.

 Каждый родитель ждёт от педагога информации о достижениях своего ребёнка, которые в младшем дошкольном возрасте можно наблюдать ежедневно. Информацию об возрастных критериях, педагогических находках  родители получали, посещая лектории и семинары, где встречались с медицинским работником, логопедом, психологом.  Раскрыть ребёнка родителю в непривычном ракурсе помогли фотовыставки и презентации. В домашней обстановке ребёнок ведёт себя определенным, привычным для родителей образом, но находясь в детском коллективе, он меняется, становится взрослее и самостоятельнее. Поэтому рассматривая фото своих детей за игрой, обедом, во время занятия, родители удивляются аккуратности и усидчивости малыша. Ребёнок, узнавая на фотографиях знакомые ситуации, пытается рассказывать родителям об интересных событиях дня.

Родительские уголки дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях.

         Оригинальная идея воплощения обратной связи при взаимодействии семьи и детского сада через наглядно-информационные материалы, нашла отражение созданий родительского уголка нашей группы «Яркие бусинки». При совместном участии родительского актива и педагогов группы удалось не только обновить интерьер раздевальной комнаты, но и  совместно с педагогами изменить форму  общения «на основе обратной связи».

    Мы стремились создать атмосферу тепла, уюта и комфорта, чтоб ребенок попал в благополучное, психологически-комфортное пространство, с первых минут прихода в дошкольное учреждение. При оформлении раздевалки учитывались особенности детского восприятия, что поднимает настроение у детей, вызывает улыбку, как будто попал в яркий сказочный детский мультик, цветовая гамма привлекает внимание малышей, радует их и облегчает разлуку с родными.

   Нашими новинками стали (приложение 10):

-Чудо - Дерево», которое преображается в связи с темой дня  (в преддверии Нового года – «Дерево – желаний»; в неделю этикета - «Березка вежливости», к родительскому собранию – «Дерево мудрости»);

- Карусель «Яркие бусинки» рассказывает об успехах малышей в навыках самообслуживания  (правило: «На карусели тот катается, кто руки моет сам и быстро одевается!»;

- «Зимний сад на окне» - декоративное оформление окна в соответствии с сезоном с элементами познания и сюрпризности; 

- «Домик творчества» - оригинальные находки творческой мастерской;

- альбом «В кругу семьи» - информация о теме недели, текущих мероприятиях, советы  родителям и домашняя игротека;

-панорама добрых дел родителей в форме солнышка,  лучики которого отражают творческую активность семей в жизни группы;

- стенд «Обратной связи» показывает открытость в общении, осознание своей педагогической деятельности родителей, выход на новый уровень взаимодействия, публичное освещение своего педагогического видения.

 По итогам смотра-конкурса «Наглядно – информационные материалы по работе с семьей» среди ДОУ МО «Котлас» наша группа «Яркие бусинки» заняла первое место.

  1. Совместная практическая деятельность детей и родителей.

 Реализация совместной практической деятельности позволила наиболее ярко увидеть творческий потенциал семьи и желание участвовать в коллективных творческих делах совместно с детьми. Именно в этой сфере совместной деятельности по воспитанию наших детей родители превратились из порой критических наблюдателей в творческих лидеров и активных исполнителей. Новый уровень отношений «педагог - ребёнок-родитель» прослеживался во время проведения мероприятия «Создание дерева счастья», где каждая семья создавала из маленьких бусин свою веточку с плодами в виде фотографий детских лиц, а затем появилось прекрасное дерево, ставшее символом счастья в нашей общей большой семье.

Активная деятельность родительского коллектива также проявилась и в театрализованной постановке сказок «Репка» и «Колобок», где благодарными зрителями были ребята.

Проводя работу, необходимо было напомнить родителям о таких общечеловеческих ценностях как уважительное и бережное отношение к истории своей семьи, своей страны. Значимыми и эмоционально-насыщенными были мероприятия, посвящённые 65-летию Великой Победы: «Огонек» - встреча ветеранов, школьников и родителей с созданием выставки – музея, где родители  рассказали о героях своей семьи, показали медали, письма, вещи, хранящие историю семьи.

Проделанная  работа принесла мне огромное удовлетворение и желание продолжать воплощать идею сотрудничества и взаимодействия педагога с семьёй моих воспитанников.

         Определилась главная задача по сотрудничеству с семьей: внести на качественно – новый, более высокий уровень взаимоотношения в системе «педагог – ребенок – родитель», через организацию совместной деятельности по методу проектов (Приложение 11).

Подводя итоги минувшего года и анализируя работу родительского  коллектива  в форме презентации  «Калейдоскоп совместных дел» мы решили создать группы  - «Родительские экипажи» (Приложение 12) с целью развития интеллектуальной и творческой  инициативности детей и взрослых.

      Запланированные мероприятия по работе с семьей прошли на новой творческой волне с особым интересом и ответственностью, так как созвучно личным интересам и увлечениям участников в реализации каждого мини-проекта присутствовал дух соревнования, творческого полета и новая ступенька личностного роста, что помогло родителям осознать собственный воспитательный опыт, его границы и возможности.

      По итогам проведенных мероприятий значительно пополнилось портфолио группы детского сада (Приложение 13) и отдельных детей, стал шире интерес друг к другу участников воспитательно -  образовательного процесса, желание общаться, появились общие творческие дела, все чаще приветствовались инновационные формы взаимодействия, в том числе по инициативе родителей.

     Замечательной  новинкой года стал конкурс «Мисс - клумба» (Приложение 14). Экипаж «Зеленый огонек» под руководством капитана Андруховой Елены Николаевны получил диплом за первое место в конкурсе. Родители, используя подсобный и строительный  материал, дизайнерские находки с дачных участков, украсили территорию детского сада и подарили детям радость.

       Родительский экипаж  «Зеленый огонек» в текущем учебном году работал над проектом «Огород на окне» (Приложение 15).  Чем порадуют нас участники экипажа, как по – новому приоткроют дверцу в удивительный мир природы – остается для нас загадкой. Пожелаем им удачи!

           В традиционное мероприятие «Кулинарный час в детском саду» внес свои «изюминки» родительский экипаж «Вкусняшка  ням – ням!». Первая попытка проведения кулинарного конкурса была опробована на совместном  семейном мероприятии «Осенняя гостиная» - украшение праздничного торта.

        Сегодня план совместного детско - родительского проекта включает не только совместный кулинарный час в детском саду, как «Чайная церемония», «Приготовление бутерброда», «Ягодная корзинка», но и тематические встречи по народному календарю: «Капустник», «Расписное яйцо» к празднику Святой Пасхи. А также встречи к праздничным датам: «Фруктовые фантазии на новогоднем столе», «Печенье мамочке», игровые ситуации в ходе режимных моментов «Горшочек каши».  Заключительным мероприятием в проекте «Вкусняшки» будет конкурс «Самый лучший повар – это папа мой».

      Инновационные мероприятия проекта, активное вовлечение всех членов  семьи в его осуществление, бесспорно, расширили круг  общения дошкольников, обогатили эмоциональный опыт, способствовали формированию элементарных этикетных правил и навыков самообслуживания.

        Экипаж «Знатоки – коллекционеры» поддержал увлекательную традицию детского сада – коллекционирование, которое расширяет границы социума, совершенствует коммуникативное умение и речь, постоянно создает потенциал для дальнейшего развития.

      Сегодня в нашем проекте представлены коллекции «Минутки веселинки» – игрушки – забавы для малышей; коллекция новогодних игрушек прошлого (История рождения новогодней игрушки); коллекция «Новогодняя игрушка своими руками»; коллекция «Птичий двор» (Приложение 16).

      Реализуя свою план – программу, экипаж «Творческая мастерская», дополнил содержание «Кулинарного часа в детском саду» необычной выставкой «Фантазия из крупы». Совместное творческое дело способствовало развитию у детей  познавательных интересов, приобщению их к здоровому образу жизни, проявлению творческой инициативы, повышению опыта общения с детьми у родителей посредством творческой деятельности.

    За три года сотрудничества коллектив детей и взрослых нашей группы заметно преобразился, стал мобильным, творческим, сплоченным.

    От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих родных и близких им людей. Родители ощущают помощь в воспитании ребёнка, видят заинтересованность в становлении личности ребёнка. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи и приобрести педагогический опыт.   Только при условии правильной организации педагогического процесса, основанного на тесном сотрудничестве и взаимодействии с семьей мы можем достичь хороших результатов в воспитании ребенка и взрастить доброе человеческое семя.

ИПМ 5. Итоги и перспективы работы

    Методами анкетирования, опроса, наблюдения были получены показатели результативности.

     Сравнительный анализ  уровня инициативности родителей на разных временных этапах  показывает: активность родителей значительно возросла во всех направлениях совместной деятельности; родители продуктивно  проявили свои способности к творчеству, актёрское мастерство, желание создать благоприятные  условия для реализации различных видов деятельности детей (Приложение 5);

    Сравнительный анализ  уровня компетентности родителей на разных временных этапах  показывает: родители сформировали критичную самооценку уровня собственной педагогической компетентности и открыли для себя процесс воспитания личности ребёнка, как систему, требующую постоянного самосовершенствования и накопления личного опыта; педагогическое просвещение родителей зависит от различных источников информации, но главную роль в нём играет педагог (Приложение 6);

     Сравнительный анализ  удовлетворённости родителей работой детского сада на разных временных этапах  показывает: за первый год сотрудничества в системе «педагог - ребёнок – родитель» уровень удовлетворённости имеет положительную динамику роста, в частности, повысилась уверенность родителей в профессиональных умениях педагогов, сформировались отношения, основанные на доверии; для того, чтобы родители могли быть более информированными, необходимо продолжать вести совместную наглядно-информационную деятельность (Приложение 7).

     Перспективы своей работы  мы видим в дальнейшем совершенствовании отношений сотрудничества и  в творческом воплощении инновационных идей  в жизнь детского сада через:

 - расширение источников информации (сайт группы, средства массовой информации, публикации материалов в методических изданиях по дошкольному образованию);

 - повышение педагогической культуры родителей (участие в городских конференциях, «Педагогических мостах», организация клуба молодой семьи «Жемчужина семейного счастья», создание передвижной родительской библиотеки «Страна Океания», мобильной информационной ширмы «На творческой волне» для сотрудничества с социумом и осуществления обратной связи);

  - укрепление детско-родительских отношений на основе общности интересов в процессе организации «Дней творчества в детском саду», «Десанта интересных дел» (родитель - гость группы),  кружковой работы при совместном участии родителей «Вместе с мамой!», совместных проектов учащимися начальных классов, создание «Флотилии» родительских экипажей «Мы вместе!».

 

Библиография

 

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В . Дошкольник : обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: 1998. – 256 с.
  2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г.,  Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический  подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  3. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е.,  Мусиенко С.М. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных  учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001. – 224 с.
  4. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2006. – 208с.
  5. Евдокимова Е.С., Додонина Н.В., Кудрявцева Е.А. детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозайка – Синтез, 2008.- 144 с.

 

  1. Жданов А. Техника семейного воспитания. - Архангельск 1990.

 

  1. Кандала Т. И., Семкова О. А., Уварова О.В. Занимаемся, празднуем, играем: Сценарии совместных мероприятий с родителями. – Волгоград: Учитель, 2010. – 143 с.

 

  1. Княжева О. Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2 – изд., и доп. – СПб: Детство – Пресс, 1998. – 304с.

 

  1. Лапман В.Е., Жёлтикова И.А. «Родитель – ребенок – педагог»: модели развития взаимоотношений. – Волгоград: Учитель, 2011. 143с.

 

  1. Метенова  Н.М. Взрослым и детям. - Ярославль 
  2. Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х. Стефен. 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я. М.:КРОН –ПРЕСС, 1997. – 384 с.
  3. Петровский В.А., Виноградова  А.М., Кларина Л. М. Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1993. – 191с.
  4. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС,2007. – 176с.
  5. Хоментаускас  Г. Т. Семья глазами  ребенка.  – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.
  6. Цветкова Г.В. Родительские собрания. – Волгоград: Учитель, 2005. – 96с. Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией      М.А. Васильевой , В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

 

Обо мне

Вверх