• Как помочь ребенку адаптироваться к ДОУ?

    Кризис, катастрофа, шок – так называется период, когда ребенок поступает в дошкольное учреждение.

    Адаптация у детей протекает по - разному:

    • Большинство из детей реагируют на детский сад плачем.
    • Одни легко заходят в группу, но плачут по вечерам дома.
    • Другие соглашаются идти в детский сад, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

     

    Для того, чтобы помочь Вашему малышу пройти этот сложный момент, специалисты советуют:

    • режим дня в группе ДОУ, куда записан Ваш малыш, попытаться максимально приблизить к домашнему режиму;
    • постарайтесь обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста;
    • беседуйте с ребенком о детском саде, как о радостном событии. Воздерживайтесь говорить о собственных опасениях в присутствии ребенка.
    • рассказывайте воспитателям группы об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи нуждается.
    • в первые дни посещения ДОУ не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Не опаздывайте, забирайте ребенка вовремя.

     

    Типичные ошибки родителей.

    К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к дошкольному учреждению. Чего нельзя делать ни в коем случае:

    • нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно не эффективно. Маленькие дети еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним;
    • нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным;
    • нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что детский сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди.
    • нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

     

    Помощь нужна ещё и родителям!

    Когда речь идет об адаптации ребенка к ДОУ, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но "за кадром" почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях!

    Поступление в дошкольное учреждение — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже "рвется" сердце, когда они видит, как переживает малыш.

     

    Чтобы помочь себе, нужно:

    • Быть уверенными, что посещение ДОУ действительно нужно семье.
    • Поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
    • Заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя!
  • Моему ребёнку 5 лет и он стесняется выступать на утреннике, что делать?

    МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ. Давайте посмотрим на ситуацию по-другому. Вот вы, например, в детстве любили выступать, стишки рассказывать?

    Почему, что именно вам нравилось? Вас хвалили, вам нравилось себя показать, обратить на себя внимание. Как активный ребенок вы любили шум-гам, веселую атмосферу праздника, которая создается в таких случаях. Но не забывайте, что у разных деток, как и у взрослых, разный темперамент.

    ХВАЛИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО! Какими бы особенностями характера ни отличался ваш ребенок, хвалить его - обязательно. И ни в коем случае нельзя стыдить, а хуже всего - смеяться над ним. Дети очень чувствительны к насмешке. Даже если вы и делаете это по-доброму. «Неуклюжие» детские домашние прозвища могут тоже отбить охоту показываться перед публикой лет на десять. Вообще, стеснительными можно назвать как раз тех детей, которые хотели бы выступить, но боятся, что у них не получится. В таком случае ребенку необходимо помочь обрести уверенность в себе. Вспомните все, что могло спровоцировать неуверенность ребёнка в себе. Начиная от одежды - если малышу кажется, что он одет «неправильно», будет жутко стесняться. В пять лет важно чувствовать себя принцем. Обратите внимание, часто ли вы и другие родные его критикуете, одергиваете. Какие семейные легенды у вас в ходу. Например, если такая: «Наш Миша такой неуклюжий! Постарайтесь не просто исправиться, но и поговорите с ребенком об этом. Подчеркни¬те, что теперь он вырос и все это больше не про него.

    Ребенку необходимо продемонстрировать, что, на сцене нет ничего страшного. Для этого в оставшееся время перед утренником устройте маленький домашний концерт, где бы все выступали, в том числе и ваш сын, выучив нужный стишок. Потом можно расширить аудиторию до знакомых или бабушек-дедушек. Обязательно похвалите ребенка и ни в коем случае не критикуйте! Если даже он выступит совсем плохо и не поверит вашим похвалам - хвалите за смелость!

  • Ребёнок не хочет собирать игрушки, как привить бережное отношение к ним?

    Необходимо постепенно приучать малыша поддерживать среди своих игрушек порядок - прежде всего на собственном примере. Начните уборку первым и попросите малыша вам помочь. Объясните, что у каждой игрушки должен быть свой собственный домик. Похвала подействует лучше, чем порицание: хвалите ребенка каждый раз, как он уберет игрушку на место. Удобные шкафчики, красивые коробочки - все это поможет привить ребенку любовь к порядку в детской, а позже - к порядку в доме.

    Детям необходимо почаще говорить о том, почему так важно бережно относиться к игрушкам, почему не нужно их ломать и т.д. Кроме того, родители сами должны быть аккуратными, ведь дети учатся на примере взрослых.

  • Как справиться с детскими капризами?

    С детскими капризами приходится сталкиваться всем родителям. Они начинают проявляться у детей с двух-трехлетнего возраста, и порой вспыхивают совершенно внезапно, на фоне вполне благополучного, казалось бы, поведения ребенка.

    Несколько советов детских психологов, которые должны помочь родителям в случаях проблемного поведения ребенка:

    1. Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей. Многим мамам не удается ничего придумать в сложной ситуации, и они предпочитают уступить, лишь бы кричащий ребенок замолчал. Это опасный путь. Он ведет к тому, что негативные реакции детей закрепляются и усиливаются со временем.
    2. Когда требование ребенка неразумно, вредно для него, то, как бы он ни кричал и ни плакал, его исполнять нельзя.
    3. Оставлять капризничающего ребенка одного не стоит, но не нужно также ласкать и утешать его, пытаться поднимать с пола, несмотря на сопротивление. Занимайтесь своим делом, но держите малыша в поле зрения. Ребенок должен усвоить, что ситуация под контролем, но вы непреклонны в своем решении.
    4. Поощряйте ребенка похвалой, ласковым голосом, совместной прогулкой, прочтите ему сказку - родительское внимание является наиболее действенным способом установить контакт, часто гораздо более эффективным, чем подарки. Конечно, дарить ребенку подарки можно и нужно. Но лучше делать это, когда особенно хочется порадовать малыша. Подарок не должен становиться воплощением чувства вины или способом успокоения каприза.
    5. Дети плачут и капризничают, скорее всего, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Если вам нужно быстро куда-то собраться, не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не может терпеть.
    6. Чаще предлагайте ребенку самостоятельный выбор, если у вас возникают разногласия. К примеру, ребенок не хочет надевать теплую вещь. Не повышайте голос, не пугайте наказанием. Лучше договориться: «Ты наденешь зимнюю, но сам выберешь красивый шарф, свитер, шапочку и т.д».
    7. Ребенок должен усвоить, что его поведению есть пределы. Скажите ему «Хотя ты и рассердился, нельзя кричать в магазине», чтобы он понимал, что есть ситуации, в которых каприз не допускается.
    8. Самые сложные для родителей моменты – это детские истерики в общественных местах. Главное в подобных случаях – вооружиться терпением и выдержкой, твердо и простыми словами объяснив ребенку, почему вы не будете выполнять его требование и не реагируя на «инструкции» посторонних. В дальнейшем, убедившись, что ребенок успокоился, обсудите с ним происшедшее : «Что сегодня произошло, как надо было попросить». Объясните, что такими поступками он ничего никогда не добьется. Если начнется истерика, не поддавайтесь и не реагируйте на нее, дождитесь, когда ребенок успокоится и возобновит общение с вами.

    Нужно учить ребенка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что криком получить требуемое невозможно, и своим поведением не закреплять у ребенка подобные манипуляции.

  • Что делать при отсутствии у ребёнка интереса к чтению?

    «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» (С. Лупан).

    Если родители всерьёз обеспокоены недостаточным заинтересованным отношением к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса.

    • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
    • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.д.
    • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы( в библиотеке, книжном магазине и т.д.).
    • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении.
    • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.
    • Поощряйте чтение детей вслух, чтобы развивать уверенность в себе.
    • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
    • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

Обо мне

Вверх